Сестринское дело в педиатрии




Профессия медицинской сестры

Отчет XX Конгресс




Некоторые дети вынуждены по состоянию здоровья общаться с медиками больше, чем хотелось бы. А некоторые из них мечтают, когда вырастут, стать если медиками, то — докторами. Да что дети! Не все взрослые знают, что медицинская сестра — это и профессия и призвание.

Так кто же такая — медицинская сестра? Что это за профессия?

Медицинские сестры составляют самую многочисленную категорию работников отрасли, и рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения.

На сегодняшнем этапе развития медицины медицинская сестра уже не является помощником врача. Опытная медсестра — гораздо более емкое понятие, нежели просто помощник. Это вторая пара рук, ног, глаз, ушей врача, а главное - самостоятельный квалифицированный специалист.

Медицинская сестра – это одна из самых гуманных профессий на нашей планете. Какая еще профессия сможет вместить в себе столько высших духовных качеств как отзывчивость, сострадание, терпение, чуткость, внимание, сердечность, милосердие, заботу, доброту, которые должны быть обязательно закреплены образованностью и высоким профессионализмом.

Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны больному не меньше, а порой и больше, лекарственные препараты. Недаром в прошлом медицинских сестер называли «сестрами милосердия». Это звание отражало не только профессиональную, но и моральную сторону их работы.

Настоящая медсестра — это ангел. Бескорыстный, ответственный, любящий людей и свое дело. Готовый прийти на помощь как пациентам, так и своим коллегам. Как друзьям и родственникам, так и совершенно незнакомым людям на улице…




Быть медицинской сестрой сегодня - ответственный и тяжкий труд, потому что они ближе всего к пациенту.

Новые технологии в практическом здравоохранении, возрастающие с каждым годом требования к качеству медицинской помощи, вызывают необходимость повышения качества медицинских услуг, ориентированного на профессионализм, компетентность и ответственность медицинских работников.

В соответствии с этим для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи детскому населению в 2016 году было принято решение о создании патронажной службы во всех подразделениях ГУЗ «Детский клинический медицинский центр г.Читы» в том числе в поликлиническом подразделении №2.

В целях сокращения непродуктивных временных затрат как врачей-педиатров, так и пациентов, а также повышения их удовлетворенности качеством оказания медицинской помощи, в 2016 году было принято решение об организации кабинета доврачебного приема. На самостоятельном приеме работает фельдшер со стажем работы 15 лет. Фельдшер в течение рабочего дня регулирует поток посетителей поликлинического подразделения, определяя пациентов, которые не нуждаются в данный момент времени во врачебном вмешательстве и могут получить медицинские услуги в доврачебном кабинете. При необходимости организуется консультация врачей-педиатров или специалистов различного профиля и оказывается необходимый объем медицинской помощи совместно с врачами.

С 2017 года активно реализуется Проект «Координаторы здоровья» силами участковых и патронажных медицинских сестер. За период реализации Проекта за 2017 г. в поликлиническом подразделении №2 на курации 48 семей с общим числом членов – 157, в том числе 72 ребенка до 18 лет. В среднем за 1 координатором закреплено 6-7 семей. В Проект вошли семьи, требующие к себе особого внимания: семьи, в которых дети состоят на диспансерном учете и/или имеют инвалидность, семьи, часто обращающиеся за медицинской помощью, а так же требующие дополнительной медицинской помощи по осуществлению ухода на дому, проведения диагностических и лечебных мероприятий.Консультирование осуществляется методом активных патронажей, посредством телекоммуникационной связи (по телефону, по электронной почте, через общение в режиме онлайн). По результатам консультирования на первом месте по количеству даны рекомендации по ЗОЖ, на втором - рекомендации по заболеванию с обучением методам ухода на дому, на третьем - контроль выполнения врачебных назначений.

По мере необходимости куратор организует визит участкового врача или врача-специалиста на дом, записывает пациента на прием, планирует и организовывает необходимое обследование. Особенностью проекта является то, что координатор наблюдает всех членов семьи и при обнаружении проблемы в семье вовремя передает информацию в соответствующие инстанции (службы социальной защиты, отдела внутренних дел, акушерско-гинекологической службы, центров психологической поддержки и т.д.). При анкетировании 100% респондентов ответили, что их устраивает проект, и они хотят участвовать в нем дальше, большинство желают получать консультации посредством телефонной связи, 17% посредством онлайн-консультирования. Из выявленных проблем при анкетировании респонденты отмечают потребность в психологическом консультировании, а так же потребность в обучении методам оказания неотложной помощи.

В настоящее время медицинскому учреждению невыгодно иметь неквалифицированный персонал. Чтобы идти в ногу с новыми знаниями и технологиями, потребности в познании должны поддерживаться на протяжении всей жизни.

Совершенствование подготовки и использование сестринского персонала, развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи населению, повышение профессионального статуса сестринской профессии, правовое регулирование сестринской деятельности привели к изменению профессиональной роли сестринского персонала в процессе оказания медицинской помощи населению, что требует от медицинских сестер повышения уровня и качества профессиональной подготовки.

В Забайкальском крае сформирована многоуровневая система образования. С целью повышения профессионального уровня медицинских сестер в поликлинике ежемесячно проходят конференции и семинарские занятия. Каждые пять лет каждый специалист проходит обучение на базе отделения дополнительного образования ГОУ СПО Читинский медицинский колледж с получением соответствующего сертификата специалиста. Ежегодно все медицинские сестры посещают проводимые краевые научно-практические конференции по различным специальностям, дающих возможность повышать профессиональный уровень, совершенствовать теоретические, практические знания и умения, обмениваться опытом по инновационным технологиям, участвовать в конкурсе профессионального мастерства.

Для изучения мнения о качестве оказываемой сестринской помощи по разработанной МЗ Забайкальского края анкете проводится анонимное анкетирование среди пациентов, их родственников и врачей с целью выявления недостатков сестринской деятельности и соблюдению этических норм. Анализируются ошибки, проводятся занятия. В 2017 г. было проанкетировано обратившихся за медицинской помощью в поликлинику 96 родителей.

В целом оценили сестринскую помощь в поликлинике на оценку «хорошо» 94 человека - 97,9%, двое затруднились ответить (2,1%).

Качеством оказания медицинской помощи удовлетворены 57 чел. – 59,4%, качеством проводимых процедур – 29 чел. – 30,2%. Значительная часть респондентов 82,3% - 79 человек отметила, что им понравилось вежливое и внимательное отношение медицинского персонала учреждения к пациентам.

знакомства 25